Мастер-класс по декупажу часов

 
Вот, наконец-то, руки дошли и до декупажа. Для участия в историческом фестивале-реконструкции по культуре и быту Древней Руси задумала сделать часики с характерным орнаментом. За сим пришлось освоить технику переноса рисунка на деревянную заготовку с распечатки со струйного принтера. Кроме часиков, я наделала вечных календарей и немного досочек, надекупажилась я в этот раз от души и до трудовых мозолей на пальцах) 

Техника переноса рисунка с распечатанного на струйном принтере листа значительно отличается от привычного нам декупажа салфетками. Работать с декупажными картами и салфетками довольно-таки просто, с этим знакомы даже самые начинающие декупажницы, а вот перенести на основу выбранный собственноручно и распечатанный рисунок - это дело посложнее. Ну, обо всём по порядку.
 
Для начала определимся с необходимыми материалами:
- деревянная заготовка для часов "Кружево";
- часовой механизм со стрелками;
- распечатки нужных рисунков;
- клей ПВА;
- акриловый грунт;
- акриловые краски;
- лак для декупажа (у меня был эксперимент с обычным строительным лаком);
- кисти и поролоновая губка;
- деревянная линейка;
- скотч.
Шаг первый - поиск и подготовка необходимого рисунка для будущих часов. Я выбрала орнамент в стиле "Арабески" и подобрала подходящий шрифт для циферблата. Разместила на листе А4 все элементы и распечатала на струйном принтере. Для распечатки я использовала фотобумагу Lamonde, плотностью 90 г/м². На всякий случай, я сделала два варианта цифр, после распечатки мне больше понравились светлые, но эту заготовку легко испортить, поэтому второй циферблат ещё и запасной.
 
Шаг второй - покрыла лаком наш распечатанный лист с лицевой стороны, после высыхания первого слоя лака (примерно один час), покрыла ещё одним слоем, и чуть позже, для пущей верности, третьим. Лак лучше наносить в разных направлениях, перекрывающимися слоями, иначе в месте стыка вертикальных слоёв лака готовый рисунок на лаке может легко треснуть. Ещё обязательный акцент - лаком покрывать нужно в хорошо проветриваемом помещении и, желательно, применяя средства защиты органов дыхания. Я покрывала лаком на балконе, вводя при этом кота в приятную сонливость  и лёгкий транс. Так что котов и детей рекомендую убрать на время в другую комнату. А пока листочек подсыхал на свежем воздухе, я занялась деревянной заготовкой.
Шаг третий - грунтовка. Грунтовать дерево можно как специальным грунтом, так и обычной акриловой краской. Обычно грунт имеет белый цвет, таким образом будет проще подобрать и не исказить фоновый цвет будущего изделия. Наносить грунт можно кистью, но мне кажется, что проще это сделать губкой, быстрее и не остаётся следов от кисти, а наоборот появляется интересная равномерная фактура.
Высохшую основу я затонировала жёлто-кремовой акриловой краской и оставила высыхать.
 
Шаг четвёртый - самый занимательный. Нужно получить прозрачное изображение для переноса его на заготовку, для этого я должна отделить слой лака с рисунками от бумаги. Я опишу два способа, которые испробовала для выбора наиболее подходящего.
Первый способ - истончение слоя бумаги при помощи скотча. Процесс длительный, т.к. фотобумага имеет большую плотность, чем обычная. На обратную сторону листа нужно наклеить и плотно пригладить (лучше чем-то плоским, например, деревянной линейкой) скотч, затем аккуратно снять вместе со слоем бумаги, и так нужно продолжать, пока на бумаге не появятся следы краски. Истончать можно и дальше, но повышается вероятность разрыва тонкой лаковой плёнки. Поэтому последний слой рекомендую снимать только при помощи размачивания в воде, об этом ниже.
Второй способ - размачивание бумажных заготовок в воде. Вырезать рисунок лучше поближе к контуру, но не слишком близко, т.к. по краям заготовка может разрываться, поэтому там должен остаться небольшой запас лишней бумаги. Лучше потом аккуратненько вырезать уже готовый рисунок. Замачивать заготовки нужно в теплой воде (не холодной, и не слишком горячей), это нужно для того, чтобы растворить бумагу и клеевой слой внутри неё. Я пробовала использовать практически кипяток, но это не слишком ускорило растворение бумаги, а вот на лаковой плёнке появился ненужный белёсый оттенок.
Замачиваю заготовки 5-10 минут, можно и больше, постепенно добавляя тёплую воду по мере остывания.
Скрутившаяся бумага говорит о том, что всё идёт по плану.
Спустя несколько минут, я принялась за самый интересный этап декупажа - скатывание бумажных катышков с изнанки бумажной заготовки!
Скатывать бумагу лучше от центра к краям, аккуратно (!) проводя пальцем по бумажной основе. Верхний бумажный слой также удобно скатывать деревянной линейкой или чем-то в этом роде, это поможет сохранить пальчики от пресловутых мозолей. Конечно, нижние слои линейкой снимать не стоит, т.к. их очень легко повредить. С верхним слоем обычно проблем нет, а вот если нижние слои не успели размокнуть, их можно смочить водичкой или опустить в мисочку ещё на пару минут.
Чем больше было нанесено слоёв лака, тем прочнее будет заготовка, но и здесь есть свой минус. В таком случае она будет не слишком тонкой, её сложнее  сравнять с подготовленной деревянной основой.
В результате моих усердных стараний получилась вот такая прозрачная заготовка:
Даже если кажется, что вся бумага убрана и при проведении пальцем не нащупываются её остатки, рекомендую дать заготовке немнго подсохнуть, ведь на мокром фоне бумага становится прозрачной и её просто не видно. После подсыхания мелкие белые комочки проявятся на поверхности, их также следует немного смочить и скатать за пределы рисунка. Цифры нужно вырезать по контуру и отложить в сторонку.
Подобные манипуляции я проделала со всеми рисунками и получила прозрачные лаковые картинки:
На картинке видно, что заготовка всё-таки треснула, это, конечно, неприятно, но не совсем беда. При наклеивании на поверхность её можно аккуртано и максимально точно совместить. А учитывая то, что у меня древние часы, эти трещинки могут полноправно считаться задумкой автора)

Преимущества первого способа в том, что верхние слои бумаги снимаются хорошо, да и руки постоянно сухие, удобно работать, недостаток - на снятие скотчем бумаги послойно уходит больше времени, чем на растворение в воде, а т.к. финальный этап всё-равно делается на водной основе, затраты времени при этом способе всё-таки больше.

Преимущества второго способа - бумага имеет свойство размокать в воде, это нам на руку, а также иногда бумага сходит целыми слоями, это ускоряет процесс. Недостаток - постоянное нахождение рук в воде и усилия, с которыми приходится скатывать фотобумагу могут привести к образованию мозолей (я в этот раз надекупажила много всяких всячин, поэтому и превысила норму, а вот при декупаже одного-двух изделий на одну единицу времени такого, конечно, не произойдёт).
 
Шаг пятый - непосредственно декупаж. Высохшую затонированную деревянную основу нужно покрыть клеем-лаком для декупажа или же, по старинке, разведённым клеем ПВА. Многие спрашивают, как разводить водой клей ПВА для декупажа? Ответ "на глаз" подходит не всем, поэтому постараюсь наиболее точно описать нужную концентрацию клея. Я развожу примерно 1:1, всё зависит от изначальной плотности клея (он может быть подсохшим, тогда количество воды нужно увеличить), главное, чтоб в готовой смеси не было комочков клея, но и так, чтобы она не была слишком жидкой.

Готовый клей можно по плотности сравнить с молоком высокой жирности. С кисти он должен не литься и не капать крупными каплями, а стекать струйкой или мелкими капельками. Основная его задача - непрерывное покрытие основы, то есть в нём должны успешно соединиться свойства и клея, и воды. Клей я наносила кистью, а не губкой, так аккуратнее.
 
Итак, первый рисунок на месте, теперь нужно выгнать пузырьки воздуха кисточкой или пальчиками, выровнять рисунок по центру и покрыть ещё одним слоем клея и сражу же наложить следующий рисунок. Клеем я покрывала не только сам рисунок, но и всю поверхность основы. Это делается для того, чтобы сравнять фон и лаковую заготовку.
Вырезанные по контуру цифры я приклеила в последовательном порядке и тоже покрыла всё изделие клеем.
И вот основа с цифрами подсохла, я подшлифовала наждачной бумагой боковую часть, в местах, где попала краска, прокрасила боковушку коричневой краской и покрыла уже почти готовые часики лаком.
Дырочку для часового механизма я проделала при помощи крупной иглы, прикрепила часовой механизм (это намного проще, чем многие думают, главное выровнять его вертикально). Со стрелками у меня возникли разногласия, мне кардинально не подходил их чёрный цвет и я покрасила их коричневой акриловой краской.
И вот такие древнерусские часы в технике "Декупаж" у меня получились:
К счастью, на фестивале к ним многие присматривались, но так и не купили, поэтому я их с удовольствием оставила себе) 
А может и создам новый раздел в магазине с распродажей готовых самодельных работ в качестве уникальных подарков родным и близким.

Теги: Декупаж

Возврат к списку


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений